Меню Закрыть

Сепия

Сепия — еще один очень интересный графический материал.

Натуральная сепия имеет в составе пигмент органического происхождения, искусственная — минерального. В старые времена существовала лишь натуральная сепия. Её использовали в виде чернил для письма, чертежей и тонкой графики. Для натуральной сепии характерна высокая прозрачность и благородный, чуть прохладный коричневато – розовый оттенок. Настоящая сепия, в отличии от современной искусственной, не содержит глины.

С этим материалом не все так просто, как может показаться. Дело в том, что в наше время сепию изготавливают искусственным методом и это уже совсем не то вещество, которое подразумевалось изначально.
Само слово «сепия» пришло к нам из латинского и греческого языков  от «sepia», что в переводе означает— каракатица. В зоологии действительно описан род каракатиц, названный Сепией. К этому роду принадлежат около 30 видов моллюсков. Они, как осьминоги и кальмары входят в группу мягкотелых головоногих.

У большинства из них в пузыре печени вырабатывается секрет, который они выстреливают наружу в момент опасности. Черная жидкость всего за пару секунд способна создать в воде плотную завесу объемом в тысячи литров. Пока хищник пытается сориентироваться в черном облаке, головоногое спасается.
Основной компонент секрета каракатицы – это меланин, то же самое вещество, придающее цвет нашей коже и волосам. Изначально вещество имеет черный цвет, но со временем приобретает коричневый оттенок.
Часто люди склонны называть сепией любые рисунки старых мастеров, выполненные в коричневых тонах.  Возможно, это все потому, что история о чернилах, добытых из морского существа, выглядит причудливо и очаровательно.

Но правда в том, что сепия практически не использовалась до конца 18-го начала 19 вв. Вместо нее, примерно с 5 по 19 век в европейских рисунках применялись Индийские чернила (iron gall ink) и Бистр (Bister).
Не существует и древних папирусов, написанных сепией.


Впервые описание «чернильного мешочка» у головоногих встречается у Аристотеля (История животных Книга IV). Он отмечает, что из всех головоногих Сепия замечательна тем, что у нее он самый крупный. При этом стоит заметить, он нигде не говорит об использовании чернил для письма или рисования.
Единственное описание использования сепии в виде чернил можно встретить у Цицерона. Он сообщает, что Римляне смешивали секрет с каким-то связующим веществом, в результате чего получали состав с весьма неприятным рыбным запахом.
Джеймс Ватроус (американский художник) в своей книге 1957г, «The Craft of Old-Master Drawings» так же  отмечает сильный рыбный запах высушенных кусочков сепии, которые ему довелось привезти из Италии.
После Цицерона какие-либо свидетельства в пользу использования сепии не встречаются.
Получается, как ни странно, расцвет этой техники  приходится всего-то на конец 19-го, начало 20 века.
Если взглянуть на график, предоставленный Google Book, по использованию фраз со словом «сепия», встречающихся в книгах на английском языке, изданных с 1800 по 2008г., мы увидим, что словосочетание «рисунок сепией»  наиболее часто употреблялся в районе 1910г. В поиске по американским и русским книгам картина примерно та же.
Это странное обстоятельство может быть связано с тем, что ранее рисунки подписывались не как «сепия», а как тушь или чернила (inc), без указания состава чернил.

Относительно недавно появился способ химического анализа для определения состава туши на старых рисунках, однако он настолько трудоемок и дорог, что идентифицировать материал тысяч графических листов и разгадать тайну сепии пока дело будущего.
В наше время приобрести натуральную сепию все еще есть возможность, но это уже довольно сложно и дорого. 100 грамм вещества стоит около 200 евро.

Итак, сепия это:
1.    Каракатица.
2.    Пигмент, получаемый из каракатицы (настоящая сепия).
3.    Оттенок. Эффект сепии можно получить другими средствами.
4.    Акварель цвета сепии.
5.    Чернила цвета сепии.
6.    Карандаш или брусок пигмента со связующим, обычно каолиновой глиной (искусственная сепия).

Сегодня сепия уже не является органическим веществом, она производится искусственно с помощью пережигания сиены.  В качестве связующего в нее добавляют каолиновую глину, точно такую же, как в соус и сангину. Такой способ позволяет производить недорогую сепию различных тонов.

Учитывая все вышесказанное, можно только порадоваться за каракатиц и сделать вывод, что от первоначальной сепии осталось только название цвета, а по свойствам современная сухая сепия очень близка к соусу.
Материал этот можно приобрести в виде акварели, чернил, карандашей и сухих брусков, которые можно растворить водой, подобно соусу, и работать кистью или даже пером.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: