Итальянский карандаш известен с 15 века. Называется он так только в России. В мире он известен как «черный мел». Это очень красивый материал. Натуральный черный мел сравнительно менее черный, чем уголь, но зато не так сильно размазывается. Хорошо растушевывается и придает рисунку бархатистость. Искусственный имеет более глубокий черный тон и удобнее в работе.
Им особенно виртуозно владели Леонардо да Винчи, Гольбейн Младший, Франсуа Клуэ, Пьер Поль Прюдон, Яколо Тиноретто, Питер Пауль Рубенс, В.Серов, Л.Бакст и многие другие. Всех вряд ли возможно перечислить, так как материал это был и есть очень популярен.
В 1437 художник Ченнино Ченнини в своем трактате «Книга об искусстве, сделал запись:
«Глава 34. Об одном камне, которым можно рисовать, как углём.
Я нашёл для рисования ещё особый чёрный камень, который получается из Пьемонта. Это мягкий камень. Его можно чинить ножом и он хорошего чёрного цвета.»
Речь идет о находке черного глинистого сланца, из которого итальянские художники в конце 15 века начали делать «черный мел». В России этот материал получил название «итальянский карандаш» «французский карандаш».
После открытия месторождения черный мел быстро вошел в обиход и был доступен по всей Европе. Однако же, как это произошло и в истории графита, его запасы быстро иссякли. Затем подобный черный сланец был найден в Андалузии и в Тюрингрии.
На этом история натурального «черного мела» в изобразительном искусстве заканчивается. Потому что уже к концу 15 века художники придумали и усовершенствовали искусственный черный мел, что оказалось очень кстати.
Черный мел стал необыкновенно популярным, сменив свинцовый и серебряный карандаши. Благодаря его новым свойствам произошла смена жанров и моды в рисовании. Рисунок стал более свободным, объемным и насыщенным по тону. Малые форматы сменились большими. Художники стали больше работать с пятном, открывая новые возможности в искусстве рисунка.
Искусственный итальянский карандаш научились производить несколькими способами по различным рецептам. Вначале его изготавливали преимущественно из порошка жженой кости, скрепленного растительным клеем.
Французы придумали смешать ламповую сажу и белую глину – так родился французский или парижский карандаш – прототип русского соуса.
Современный итальянский карандаш изготавливают из частичек угля, сажи и клея либо смеси сажи газовой, графита, гипса и крахмала в различных пропорциях. Смесь перетирают до коллоидного состояния, придают форму под прессом и затем помещают в печь, получая карандаши различной степени твердости, в зависимости от продолжительности запекания.
Таким образом, можно сделать вывод, что сейчас это уже совсем не тот материал, чем был первоначально — карандаш весьма вольного состава. Визуально он настолько похож на современный угольный карандаш, что его так же частенько продают под названием «угольный». Он, действительно, дает такую же мягкую матовую линию насыщенного черного цвета. Разобраться где из них какой довольно сложно, да и надо ли? Они вполне могут друг друга заменить.
Продается материал в виде брусков, стержней и классических карандашей в древесной оправе.
Карандаш такого типа идеально подходит для контрастных рисунков, набросков, зарисовок. Он отлично комбинируется с другими мягкими матовыми материалами – сангиной, сепией, пастелью, мелом и соусом и достаточно легко корректируется ластиком.
Добавить комментарий