Графит (от древнегреческого γράφω — записывать, писать).
Обзор графических материалов и инструментов начну, пожалуй, с простого графитового карандаша. Пусть он будет №1 в моем списке. Его все видели и все им пользовались.
Однако, тех, кто только берется всерьез изучать рисунок, возникает ряд вопросов о его свойствах. И действительно, при более близком знакомстве карандаш оказывается не таким простым. Существуют нюансы, о которых стоит рассказать.
Прежде всего, нужно озвучить очевидный факт, что графит – это материал, а карандаш – инструмент. То есть, сам карандаш (деревянный или механический) может иметь разную сердцевину и это не обязательно должен быть графит. К примеру, в эпоху Возрождения в качестве стержня использовали свинцовую и серебряную проволоку, черный глинистый сланец (черный мел), сажу и некоторые другие материалы, о которых я еще напишу.
Сейчас же я хочу рассказать о графите.
Карандаши, продающиеся повсеместно в канцелярских магазинах, используемые нами в повседневной жизни, в школе, на работе, дома, в общем, те, к которым мы так привыкли, в подавляющем большинстве содержат грифель — графитовый стержень.
Графит – одна из форм углерода, самородный элемент, образующийся под действием высоких температур в вулканических и магматических породах. И, хотя это и не относится к нашему делу, отлично проводит ток. На сегодняшний день графит для карандашей производится в основном искусственно с помощью различных технологий.
Итак,
графит – графический материал
грифель – графитовый стержень внутри карандаша с примесями глины и клея.
карандаш – стержень (не обязательно графитовый) в деревянной, пластиковой или металлической оправе.
4000 лет до н. э.
Самое древнее археологическое свидетельство использования графита датируется эпохой неолита, около 4 тысячелетия до н.э. — раскрашенная графитом глиняная посуда, принадлежавшая древней культуре Боян-Марица, располагавшейся на территории современной Молдавии и Румынии.
XVI век
Впервые в качестве приспособления для рисования графит стал использоваться в Англии. История гласит, что в 16 веке по территории графства Камберленд прошла страшная буря, повалившая сотни деревьев, выдернув их с конями, тем самым обнажив месторождения графита.
Обнаружив неведомый минерал, местные пастухи сделали вывод, что он не горит подобно углю, и не плавится как свинец. Таким образом, пачкающему камню не нашли лучшего применения, чем помечать овец. Чуть позже из графита стали вытачивать бруски для рисования, поскольку писать ими было невозможно из-за мягкости минерала.
В 1565 в «Трактате о минералах» Конрада Геснера встречается первое описание прототипа современного карандаша – графита в дереве.
XVII век
В 17 веке предки современных графитовых карандашей завоевали популярность у художников. Его помещали между дощечек или оборачивали нитью, чтобы он не пачкал руки.
XVIII век
Долгое время все попытки скрепить графитовый порошок терпели неудачи, пока в 1761 г. немец Каспар Фабер нашел удачное решение: он добавил в графит сурьму со смолой и получил густую по консистенции массу, позволившую отливать прочные стержни.
Название «графит» появилось лишь в 1789 году. Его предложил немецкий геолог Абраам Верне. До этого момента минерал называли «чёрный свинец», «серебристый свинец» и «карбидное железо».
В 1795 году произошел еще один прорыв в усовершенствовании карандаша, когда французский ученый и изобретатель Конте и чешский владелец фабрики по изготовлению лабораторной посуды Гардмут независимо друг от друга разработали и усовершенствовали технологию получения грифелей из смеси дешевой графитной крошки и глины с последующим обжигом. Степень твердости достигалась путем добавления разного процента глины.
С тех пор технология производства графитовых карандашей принципиально не менялась.
XIX век
К 1846 г. промышленность уже выпускала карандаши 17 градаций мягкости.
В 1869 г. произошел еще один качественный скачек в развитии карандаша. Ювелир, эмигрировавший в Америку, Алонсо Кросса озадачился тем, что в процессе затачивания, треть карандаша выбрасывается. Это обстоятельство и фантазия ювелира произвели на свет механический карандаш.
Наше время
В наш век графитовый материал поставляется на арт рынок в нескольких видах:
• Классический карандаш (графит в деревянной рубашке)
• Графит без дерева в пластиковой обертке
• Графитовые бруски
• Графитовые грифели для цанговых карандашей разного диаметра.
Сейчас, как и в 18 веке, разная твердость грифеля достигается с помощью добавления в графит необходимого количества глины.
Возьмите свой карандаш. На нем вы найдете буквы или букву и цифру. Это принятое обозначение степени мягкости или жесткости грифеля. Буква обозначает, к твердому или мягкому относится ваш карандаш. Цифра рядом с буквой означает степень выраженности того или другого свойства.
В России шкала обозначается русскими буквами:
• М — мягкий, темный
• Т — твердый, светлый
• ТМ — средняя твердость
В Европе больше на одну букву F :
• В — black — мягкий, темный
• H — hard — твёрдый, светлый
• F — fine point — средний тон между твердо-мягким и твердым
• HB — твердо-мягкий
США используют следующие обозначения:
• 1 — европейский B — мягкий, темный
• 2 — европейский HB — твердо-мягкий
• 2½ — европейский F — средний
• 3 — европейский H — твердый
• 4 — европейский 2H — очень твердый.
Российские художники чаще всего имеют дело с европейскими и российскими обозначениями .
Стоит учесть, что между маркировками разных стран нет единого ГОСТа, поэтому M=B, T=H только формально. В реальности они будут немного отличаться.
Если честно, то я никогда не вникала настолько сильно в нюансы при рисовании, чтобы искать разницу между М и В, и утверждаю, что это не так важно. Примерно они всё же соответствуют заявленному тону. Наверняка вы и сами знаете, что при разном нажатии даже один и тот же карандаш способен выдавать разный тон. Поэтому это не тот момент, на котором стоит особо останавливаться.
Обычно художники используют мягкость от TM(HB) и мягче. Все, что тверже, принято считать чертежными инструментами.
Я обычно работаю в диапазоне от TM(HB) до 6M(6B). Пожалуй, за всю мою практику у меня не возникло необходимости выйти за пределы этих цифр.
Более твердые грифели мне не нравятся, потому что продавливают бумагу, а те, что мягче слишком пачкаются. Если мне действительно нужно что-то темнее, я перехожу на другие материалы, например, на угольный карандаш.
Рекомендация от производителя карандашей Koh-i-Noor по использованию тонального диапазона для арта, графики и чертежей. Довольно субъективное деление на арт и графику. Хотелось бы еще понять, что они подразумевают под этими двумя терминами. Я думаю, что деление идет на графику, рисунок и чертеж, тогда все встает на место.
В итоге получается, что как бы не казался огромным существующий диапазон тона, в реальности же, для выполнения любых задач в рисунке, будет достаточно иметь два-три типа твердости карандаша. Первые два – это: ТМ(HB), 2М(2B). Насчет третьего могут быть варианты. Я предпочитаю иметь под рукой достаточно мягкий карандаш, например 6М(6В), однако, вместо 6М(B) можно взять и 4 М(B). Это дело вкуса. В любом случае, не промахнетесь, трех номеров более чем достаточно, поверьте.
В зависимости от поставленной задачи, кроме выбора твердости грифеля, художники применяют еще и разные способы заточки карандаша, но об этом я расскажу в другой статье.
На сегодня всё. Всем успехов!
Добавить комментарий