Серебряный и свинцовый карандаши

размещено в: Графические материалы | 0

Металлический карандаш — один из древнейших инструментов профессионального рисовальщика. Его история несравнимо дольше нашего привычного графитного карандаша. До современного времени существовало два типа таких карандашей – свинцовый и серебряный.

Доподлинно известно, что им пользовались еще в Древнем Риме. Металлическим стержнем римляне наносили тексты на пропитанные воском таблички.
Важно понимать, насколько металлический карандаш был распространен и какое огромное имел значение. Наряду с пером и тушью, он был основным средством для письма и рисования завоевав популярность на много веков вперед вплоть до середины 16 века, когда его стал вытеснять итальянский карандаш и мода на другие техники рисунка.

Средневековье подарило нам огромное количество великолепных рисунков, выполненных металлическим карандашом. Их сложно перепутать с какой-либо другой техникой, настолько она самобытная. Рисунки металлическими стержнями отличаются особой утонченностью, невесомостью и четкими аккуратными штрихами.

Первоначально был изобретен Свинцовый грифель. Любопытно, что в немецком языке слово «карандаш» (Bleistift) буквально переводится как «палочка из свинца» (Stick von Blei). Это как раз и есть свидетельство рождения карандаша, пришедшее к нам из древности.
Свинец давал мягкие серебристые линии, которые к тому же легко стирались. Ластиков тогда, само, собой не было, они появились только в конце 18 века, поэтому рисунок традиционно стирали шариком из хлебного мякиша.

Способность свинца стираться часто использовали в подготовительных рисунках и набросках для последующей проработки пером и тушью. Но как самостоятельный графический материал свинец также с успехом существовал.

Следом пришел серебряный карандаш. Как ни странно, появился он только к концу 15 в. В отличие от свинцовой техники, рисунок серебром невозможно стереть, поэтому новый материал требовал от художника большой точности и продуманности. Еще одной особенностью серебра являлось его окисление. Со временем холодная серебряная линия становится теплой, создавая красивый эффект. Поэтому на старых серебряных рисунках можно наблюдать коричневые линии цвета сепии.

Серебряный карандаш изготавливался путем припаивания серебряного острия или серебряной проволоки к металлической рукоятке. На старинных рисунках в описаниях техники часто можно встретить название «серебряная игла». Это и есть техника серебряного карандаша.

Свинцовый карандаш продолжал существовать параллельно с серебряным, но теперь он все больше становился обычным бытовым предметом.
Серебряные же карандаши стали инструментом художников и привилегией богатых людей. Многие из них изготавливались с применением инкрустации, богато орнаментировались, украшались статуэтками, превращались в дорогой аксессуар. Их брали в путешествия и использовали по особым и торжественным случаям.

Наверное, проще сказать, кто им не работал, но я бы особо отметила следующих художников: Ян ван Эйк, Ч. Ченнини, Альбрехт Дюрер, Рогир ван дер Вейден, Гольбейна Младший, Перуджино, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Пестус Кристус, Альфонс Легро, Джозеф Стелла и наш современник русского происхождения — Виктор Кульбак.

Несмотря на то, что с 18 века техника серебряного рисунка из-за своей трудоёмкости практически забыта, некоторые графики и сейчас обращаются к ней. Подобные карандаши производятся и теперь, правда, сейчас они чаще продаются как сувенирная продукция. Цена на них варьируется в среднем от 1.500 до 6.000 руб. за карандаш. Учитывая, что он практически вечный, если очень сильно хочется, то можно и приобрести.

Современные итальянские производители утверждают, что сумели разработать особый металлический сплав для вечных наконечников — Ethergraph, который держится в строжайшем секрете. Это очень любопытно, хотя, как будет вести себя рисунок со временем, выполненный этим нано карандашом, мы пока не знаем.

Стоить учесть, что серебряным карандашом рисуют только на предварительно подготовленной и загрунтованной поверхности. В такой подготовке нет ничего сложного. Самое доступное, что можно сделать — натянуть бумагу на планшет, покрыть белой темперой и хорошо просушить. Теперь можно рисовать. Цель грунтовки заключается в придании поверхности большей шероховатости, чтобы карандаш оставлял лучший след.

На тот случай, если кто – то особо заинтересовался техникой, подробную информацию о ней можно найти в средневековом трактате итальянского художника Ч. Ченнини (1370-1440) «Книга об искусстве». В ней он описывает рецепты приготовления грунта для рисунка и раскрывает секреты работы.

Так же, большая монография на эту тему была написана в 1909г. чешским искусствоведом Йозефом Медером (1857—1934). Издание его книги «Das Buchlein vom Silbersteft» произвело эффект временного всплеска интереса к технике среди художников.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что технику серебряного карандаша вряд ли можно порекомендовать новичку. Она требует предварительной подготовки и достаточно хорошего владения рисунком, потому что серебряные линии нельзя стереть.

Но если у вас уже есть навыки в рисунке, с помощью серебряного карандаша возможно получить удивительные эффекты и особую атмосферу, которых сложно добиться другими техниками. К тому же серебро дарит возможность хранить рисунок вечно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *