Меню Закрыть

Как не бросить рисовать

Прежде, чем вы решите посвятить себя изобразительному искусству, знайте, по статистике около 98% выпускников художественных заведений не продолжают творческую деятельность. В крайнем случае, они остаются в этой же сфере, в пространстве «околоискусства», теша себя иллюзиями своей сопричастности к творчеству. Некоторые из них впоследствии преподают, десятилетиями не касаясь инструментов для рисования.
Для большинства диплом становится «последней лебединой песней» и я этому свидетель. Любой выпускник художественного ВУЗа это подтвердит. Сложно представить какую-либо еще профессию с подобными показателями. Такие данные примерно одинаковы по всем странам.

При этом произведения искусства всегда были в цене. Почему же так происходит?
Дело в том, что никакое художественное образование не способно дать человеку уверенности в том, что вот теперь он Мастер. Наоборот, приобретая знания, ученик все чаще чувствует себя неуверенным в том, что делает. Во многом это продиктовано восприятием художника обществом. Либо ты гений, либо занимаешься не своим делом.

Сначала мы думаем, что отучимся несколько лет (в академии, школе, училище), но вот мы уже выпускники и становится понятно, что приобретено ничтожно мало. Мы перестаем верить в себя либо осознаем, как много еще предстоит учиться и останавливаемся.

Оканчивая ВУЗ, художник теряет последнее внимание к своей персоне со стороны учителей и остается один на один с собой. Поневоле он начинает сравнивать себя с великими и делает вывод, что он-то точно не гений. При отсутствии поддержки, теряется уверенность в собственных силах, появляется саморазрушающий страх. И человек прекращает что-либо делать.

Некоторые останавливаются, когда добиваются какой-то цели. Для кого-то это диплом. Кто-то мечтает о персональной выставке и, организовав ее, не делает после нее ни одной значимой работы. Это почти смешно, но таких историй много.
Большинство останавливаются еще в самом начале, столкнувшись с «сопротивлением материала», когда прекрасная задумка вылилась в ужасающий результат.
Кому-то «помогают» окружение и родственники, критикуя незрелые рисунки и советуя заняться чем-то более полезным.

Как не остановиться и не бросить рисование?

Вы конечно понимаете, что остановиться и бросить – совершенно разные действия. Остановиться можно, чтобы подумать, а бросить – это бросить все окончательно, разочароваться в призвании, поменять профессию.
Творчество – это длинный и сложный путь, большую часть которого художнику приходится проходить в одиночку. И если мы обратимся к биографиям художников, чье творчество стало делом всей их жизни, то мы увидим простую вещь — это истории людей, которые останавливались, но не бросали.

Остановка – это нормально. Когда вы заканчиваете произведение или достигаете какой-то цели, вы неизбежно делаете передышку. Чтобы не бросить, вы должны уже в процессе работы рождать новые идеи и ставить новые цели. Когда работа будет окончена, вы начнете новую, которую держали в уме, с учетом ошибок и недочетов, допущенных в старой.

Чтобы постоянно рождать новые идеи, у вас должна быть большая цель. Не просто большая, а огромная. Она должна быть фантастической, почти недостижимой. Представьте вдали огромную гору, а на ней маячок. Это ваша Большая цель. А все ваши текущие цели – это шажки на пути к ней. Так они уже не кажутся недостижимыми или сложным. И, теперь, как бы вы не сбивались с пути и не останавливались, вы всегда будете видеть Цель. И не бросите начатое.
Так уходит страх не справиться с текущими целями.

Как не бросить рисовать, сравнивая себя с великими художниками?

В этом случае нужно обратиться к истории искусств и просто больше читать. Изучение биографий Мастеров открывает нам правду о том, что никто гением не рождался, все, о ком мы знаем, приобретали навыки упорным трудом. Это долгий, осознанный и последовательный путь.

Сопоставление своих работ с работами признанных художников может быть разрушительным, особенно на первых порах. И тут поможет принцип, который часто применяют спортсмены – каждый день нужно становиться чуть-чуть лучше себя вчерашнего. Это работает и приносит ощутимый результат. Так можно справиться со страхом недостижимого уровня.

Как не бросить рисовать из-за критики?

Посмотреть на работы того, кто критикует. Обычно этого бывает достаточно. Если этого мало, вспомнить свою Большую цель. Так уходит страх показаться непрофессионалом.

Как не бросить рисовать, если выходит совсем не то, что представлялось в воображении?

Лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации– продолжать изучать ремесло.
Если опять-таки обратиться к истории, то отождествление себя со своими произведениями — явление относительно современное. Всю историю художник был проводником, приемником. Он мог получить информацию от Бога и транслировать ее на холст. Соответственно, все, что он делал, являлось не частью него, а частью Бога, как и он сам. Если вы не верите в Бога, замените его Вселенной или другим Высшим Разумом. Это уже ваше личное дело.

Такое восприятие защищало как от излишнего тщеславия, так и от переживаний, вызванных неудовлетворительным результатом. Потому что ответственность перекладывалась на главного Создателя.
Воображение всегда будет рисовать более совершенные картины, чем художник сможет физически изобразить это красками. Вы всегда будете на шаг позади вашей фантазии. Это нужно просто знать. Сократить пропасть между воображаемым и воплощенным можно лишь изучая ремесло и упражняясь в рисовании.
Известно, что Микеланджело перед смертью сжег целый ворох своих рисунков, чтобы никто не знал, в каких мучениях ему давалось воплощение того, что он видел в своем воображении, сколько подготовительных и неудачных с его точки зрения набросков ему пришлось нарисовать прежде, чем он сделал то, что сделал.
Таким образом, изучение ремесла избавляет от страха перед материалом.

На сегодня всё, ничего не бойтесь и продолжайте рисовать. Всем удачи!

На фото — Песнь ангелов, Ганс Мемлинг (1433-1494)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: